Учительница обществознания вошла в класс, улыбаясь как-то особенно. Она думала, что в конечном счёте у неё с учениками-подростками сложились хорошие отношения. Первые месяцы были особенно тяжёлыми, и по некоторым эти отношения могли так и не сложиться. Работать с подростками всегда нелегко. А тем более с этими ребятами, добившимися, что две предыдущие учительницы обществоведения попросили отпуск из-за временной утраты трудоспособности. Плюс ко всему её урок был последним в понедельник, когда все только и мечтают о том, чтобы пойти домой.
Поэтому, когда учительница сказала, что сегодня – особый день для неё, она не лукавила.
— Мы не будем говорить о законах и политических институтах. Если вы мне поможете, с сегодняшнего дня мы начнём проводить один эксперимент.
Ребята полюбили и начали уважать этого молодого неопытного педагога, который взял их класс, признавшись, что с первого дня она умирала от страха.
— Я принесла синие ленточки. Это простые куски атласной ленты, но мы договоримся, что в каждой из них – свой скрытый смысл. Какой, я сегодня и расскажу.
И, повернувшись спиной к классу, учительница написала мелом на доске: «Я хочу сказать: ты много значишь для меня».
Потом она посмотрела на ребят и предложила:
— Я попрошу вас по очереди выходить к доске, чтобы я всем приколола ленточку на грудь. Поэтому что каждый из вас в течение этого года стал для меня очень важным человеком.
Её слова и озадачили, и развеселили учеников. Они переглянулись, и первый из левого ряда встал и вышел к доске. Учительница приколола ленточку английской булавкой, поцеловала ученика в щёку и подала знак следующему. Так весь класс был удостоен синих ленточек.
Все испытывали волнение и благодарность.
— Спасибо всем, мы хорошо потрудились в этом году, — продолжила учительница. – Но сейчас перейдём к эксперименту. Я дам каждому с собой по три синие ленточки. Прошу вас сесть дома и подумать, кто из близких людей наиболее дорог вам. Это может быть друг, любимый человек, родственник – кто угодно; он не должен иметь отношение к школе. Когда вы определитесь, я хочу, чтобы вы посидели несколько минут напротив этого человека , а затем прикололи ему на грудь одну из трёх ленточек, как это сделала я сегодня. Наберитесь смелости и скажите ему откровенно и прямо, почему он так важен для вас. Затем объясните ему суть эксперимента и отдайте оставшиеся две ленточки, чтобы он тоже стал его участником.
Все ученики вышли из класса очень взволнованными. Каждый думал о полученном задании. Почти все понимали, что отдали бы свою ленточку учительнице, если бы не поставленное условие: не привлекать людей из школы.
Хаун Мануэль жил в городе три года, и все люди , значившие что-то в его жизни, остались в его родной деревне. По правде говоря, его единственными друзьями были одноклассники. Он не общался ни с кем, кроме них, Соседи по комнате, как и остальные постояльцы дешевого пригородного пансиона, были иммигрантами, почти не говорившими на его языке. Мальчику было очень горько осознавать своё одиночество, но ещё хуже он чувствовал себя от того, что по его вине мог провалиться эксперимент.
Ночью, при свете уличных фонарей, которые слепили ему глаза, проникая сквозь оконные щели, Хаун Мануэль думал. Через несколько часов прозвонит будильник, и ему придётся встать, собраться и выйти вовремя, чтобы сесть как обычно, на электричку до центрального вокзала.
И тут его осенило. Каждое утро он встречался на перроне станции с молодым менеджером, который ехал с ним в одной электричке и выходил на одну остановку раньше. Они никогда не разговаривали, но узнавали друг друга и за последние месяцы при встречи уже не просто улыбались, а перекидывались парой фраз: «Привет! Как дела?» — и каждый раз обменивались заговорщическим жестом.
Хаун Мануэль понял, что этот юноша, имени которого он не знал, был его первым утренним собеседником. Ученик представил, что его утро стало бы совсем другим, если бы они перестали встречаться на перроне. Эти фразы и жест так много значил для него.
Рано утром Хаун Мануэль отправился на железнодорожную станцию, где дождался своего попутчика, вручил синюю ленточку и возложил ответственность за продолжение эксперимента.
В этот день из – за разговора с мальчиком на перроне молодой менеджер опоздал на работу. И когда его начальник сеньор Гарсия сделал ему слишком суровый выговор, менеджер понял, что этот темпераментный, жёсткий , одержимый и крикливый человек много значит в его жизни. Он сколькому научился у сеньора Гарсии… Но никогда ему об этом не говорил. Синяя ленточка оказалась хорошим предлогом.
Сеньор Гарсия не отличался особой чувствительностью; тем не менее, поборов внутреннее сопротивление он не мог не поблагодарить своего служащего за то, что тот именно ему вручил свою ленточку.
— Теперь ваша очередь довести до конца этот эксперимент, шеф, — сказал ему молодой человек, передовая боссу последнюю ленточку. – Вы должны выбрать очень важного для вас человека и отдать ему это.
Тут молодой менеджер попрощался с патроном, у которого не было ни малейших сомнений, кому он отдаст ленточку. Как давно он не говорил своему сыну Саньтьяго, что любит его?
Против своего обыкновения этим вечером он ушёл с работы пораньше. И хотя из-за пробок сеньор Гарсия целый час добился до дома, его жена не могла поверить, что муж вернулся не затемно.
— Ты хорошо себя чувствуешь, дорогой? – спросила она с беспокойством.
— Да,- ответил сеньор Гарсия. – А где Саньтьяго?
— В своей комнате, как всегда. Случилось что- нибудь?
Не ответив жене, сеньор Гарсия поднялся по лестнице на второй этаж и постучался в комнату сына.
— Кто? – спросил юноша.
— Это я. Ты можешь мне открыть?
— В чём я провинился на этот раз? – спросил Саньтьяго, открыв ему дверь, и снова сел к нему спиной, даже не выслушав ответ.
— Ни в чём сынок. Ты не сделал ничего дурного.
И он рассказал сыну о разговоре со свои служащим, об эксперемнте который проводила школьная учительница, а затем приколол сыну на грудь ленточку со словами:
— Я хочу, чтобы, ты знал, что много значишь для меня.
Саньтьяго оцепенел, глядя в глаза отцу. Юноша даже не смог как – то отреагировать, когда тот его обнял с необычайной сердечностью.
Мальчик только расплакался и забормотал:
— Прости меня, папа. Прости.
— Не проси у мня прощения , сынок. Это мне нужно просить у тебя прощения за столь долгое отсутствие в твоей жизни.
— Я же не знад, папа. Прости меня.
— О чём ты, сынок? Что происходит?
Саньтьяго открыл небольшой ящик тумбочки и достал оттуда пузырёк с таблетками. Он говорил сбивчиво, не переставая плакать:
— Это барбитураты, папа. Я собирался их выпить покончить с жизнью сегодня вечером, потому что думал, что никому не нужен.
Сеньор Гарсия достал из кармана носовой платок, вытер им слёзы сына, а потом накрыл им нос юноши.
— Подуй! – сказал Гарсия.
И они рассмеялись вместе, как раньше.
Так из-за школьного эксперимента отношения сеньора Гарсия и его сына Саньтьяго стали иными. Они начали с чистого листа и, возможно, теперь смогут прийти к другому результату.
Благодарю за эту историю Хорхе Букайе, которая и заставила создать меня этот бог. Ведь как часто мы не говорим близким людям что их любим, когда им требуется наше внимание и забота. Это не затейливое предложение может изменить их жизнь. Давайте представим , что такие ленточки выдали каждому из нас. А вы кому бы её отдали?
Я смело могу сказать моей любимой маме, ведь как много в нашей жизни значит наша мама. Которая не уставно оберегает нас и даёт нам дельные советы. Так давайте чаще раздавать близким, знакомым такие ленточки и говорить, что они много значат для нас и мы их сильно любим.